Бегум Джан
|
Год: 2017 Название: Бегум Джан Оригинальное название: Begum Jaan Жанр: боевик, драма |
Режиссер: Сриджит Мукхерджи Время: 128 мин. / 02:08 |
Сюжет индийского фильма Бегум Джан:
Смотреть Бегум Джан на русском языке
Другой плеер для просмотра Бегум Джан
2016-й год. Фильм начинается с подобного эпизода: автобус, приставание к молодой паре… Страшно, потому что знаешь, чем это может закончится. А потом нас переносят на 70 лет назад. На СЕМЬДЕСЯТ! А ничего с тех пор и не изменилось. Единственная защита жертвы — попытаться воззвать к совести преступника. Итак, 1946-й, год перед разделением страны. Год, когда эйфория от грядущей и ожидаемой свободы кружит голову. Год, когда эта еще не полученная свобода порождает чувство безнаказанности и желание творить непотребства. Год, когда в приграничных районах между нынешними Индией и Пакистаном начинаются волнения, выливающиеся в зверскую жестокость по отношению к бывшим соседям. И этот 1946-й год в фильме начинается с того, что от изнасилованной девушки отвернулась ее семья, и теперь несчастной одна дорога — в бордель.
Фильм очень женский, и при том невероятно тяжелый. Поднимает множество вопросов, каждого из которых хватило бы на отдельную картину. Это и бесправие женщин в собственных семьях, и отсутствие безопасности на улицах даже у жен и дочерей чиновников не маленького ранга, и бессловесная покорность жителей приграничных районов, наивно верящих, что кто-то защитит их интересы. Это и страна, разодранная на две части по живому, и несущественность религий и каст. Это и мальчуковые игры в политику, а так же их итог.
Фильм необычайно символичен. Дряхлеющий раджа как олицетворение прежней жизни. Очень показательны два его приезда к Бегум Джан, по ним видно, насколько изменилось положение раджи в обществе. Два друга детства, оказавщиеся по разные стороны баррикад, — два соседних народа, жившие бок о бок, а сейчас протягивающие между собой колючую проволоку. И даже учитель, представитель уважаемой профессии, и тот — редиска, нехороший человек. Именно образованные люди, лидеры различных политических партий допустили кровавый раздел собственной страны, преследуя свои интересы. Вот и учитель решил урвать свою часть пирога… Джинна, Неру и даже Ганди, о котором или хорошо, или ничего. Очки а-ля Ганди на учителе — ну, может, только совпадение.
Так же очень символично упоминание великих воительниц и правительниц Индии — от Лакшми Баи до Падмавати. Они вели себя достойно и благородно, тем самым оставшись в народной памяти. И как-то понятно, с кого обитательницы борделя взяли пример. Причем не пафосно, не напоказ, а как-то обыденно, как само собой разумеющееся. Ну, не на мужчин же им равняться?! Это мужчины разделяют людей сперва по религиям и кастам, а потом по этим признакам делят и территорию, проводя границы прямо по чужим домам. И при всем при том, приходящим в бордель мужчинам не важны ни религия, ни каста выбранной женщины. Голый человек — это всего лишь человек.
Итог: презираемые всеми шлюхи оказались благороднее и честнее всех окружающих, продемонстрировав пример мужества и стойкости. Если бы все те, кто считал себя выше и достойнее этих женщин, поступили так же, как они, страна, возможно, осталась бы целой и неделимой. Закономерным завершением фильма стал показ дальнейших судеб чиновников, загубивших невинные жизни. И это тоже символ: выполняя предписания, погубили не только несчастных женщин, но и многие миллионы переселенцев. Да и сама страна Индия — словно беззащитная женщина: над ней надругались и бросили на произвол судьбы, как девочку-Шабнам.