Паан Сингх Томар
|
Год: 2012 Название: Паан Сингх Томар Оригинальное название: Paan Singh Tomar Жанр: боевик, триллер, криминал, биография, спорт |
Режиссер: Тигманшу Дхулиа Сценарий: Санджай Чаухан, Тигманшу Дхулиа Время: 135 мин. / 02:15 |
Сюжет индийского фильма Паан Сингх Томар:
Рецензия на индийский фильм Паан Сингх Томар:
Многократный победитель национальных состязаний и опасный преступник в лице одного и того же человека. Звучит непривычно. Чемпионы должны купаться в лучах своей славы и наслаждаться благами жизни. В то время как вооружённых бандитов известность злой ведьмой преследует в оврагах и ущельях. Но эта история не плод художественного вымысла. Это биографический фильм. Сценарист и режиссёр Тигманшу Дхулия задумал снять кинокартину ещё в 90-е годы при работе по подбору актёров для фильма «Королева бандитов». Несколько лет он собирал материалы о Пан Сингхе Томаре — необыкновенном быстро всеми позабытом человеке с очень неоднозначной судьбой.
Эта история простого деревенского парня с упрямым характером, который будучи призван в армию никак не мог наесться стандартным армейским пайком. Ради удовлетворения острого чувства голода он решает стать военным спортсменом, благо у него открылась неординарная выносливость в беге. Так в лице бывшего крестьянина Индия обрела семикратного победителя национальных состязаний по бегу с препятствиями. Но пока Пан Сингх завоёвывал одну награду за другой его двоюродный брат правдами и неправдами отнял его землю, купил или запугал местных чиновников и полицейских и стал фактически негласным главой деревни, которому всё сходит с рук. И вот чемпион по бегу с препятствиями вынужден оставить армию и спорт, чтобы попытаться спасти положение и честь своей семьи.
Противостояние власти денег и национальных спортивных достижений, коррумпированности и честности, алчности и патриотизма. Нетрудно догадаться, что в условиях современной Индии справедливость оказалась в полном проигрыше. Честность загнана в угол, патриотизм припёрт к стене. Заслуженные тяжким трудом награды осмеяны и втоптаны в пыль. Государством в помощи цинично отказано. Остаётся либо сдаться и, пав духом, отказаться от чести и права на самоуважение, либо попытаться отстоять свою правоту, своё поруганное достоинство с помощью вооружённого насилия. Печальным фактом является то, что в Индии из всех спортсменов наибольшим почётом и уважением пользуются только игроки в крикет. Их превозносят как национальных героев. Они осыпаны материальными благами, словно из рога изобилия. Капитан индийской крикетной команды является самым богатым игроком в крикет в мире. А вот представители других видов спорта малоизвестны. Государство практически не заботится о своих спортсменах, даже если они стали чемпионами. Когда же их карьера подходит к концу, многие из них умирают в нищете, позабытые абсолютно всеми. И фильм о Пан Сингхе впервые в истории индийского кинематографа вынес эту болезненную проблему на зрительский суд.
Здесь нет ни одного элемента масалы. Все события сняты достоверно, доходя в некоторых моментах до документальной точности. Погружение в атмосферу фильма достигается за счёт талантливой пейзажной съёмки. Жёлтая пыльная долина. Степь, изрезанная шрамами оврагов. Яркое солнце, иссушившее траву почти до слияния с желтизной пыли. Палящий зной, сжигающий кожу, перехватывающий в полдень дыхание, рождает горьковатый привкус пыли во рту. Суровость пути бунтаря разбавлена юмором. Пока в жизни героя ещё не произошло поворотного события, множество забавных моментов и обилие добрых шуток греют душу. Но постепенно напряжение нарастает, и юмор переходит в горькую иронию, превращающуюся под конец в трансляцию острой боли. Благодаря усилиям Ирфана Кхана главный герой покоряет своей искренностью, простонародным обаянием и непоколебимым упорством в движении по избранному пути. Он считает себя не преступником, но повстанцем, утверждая, что настоящие бандиты заседают в парламенте. История о душе, оскорблённой системой, о чести, над которой поглумились. Правдивый рассказ о горькой усмешке над жизнью, в которой золотые медали не приносят ни достатка, ни уважения, ни славы, а бандитизм превращает в известную и авторитетную личность. Восстание Пан Сингха в его собственном восприятии было его последним забегом со смертью. Он — человек, который лучше всего в жизни умел бегать, прошёл свой жизненный путь до финишной черты. И это был путь не беглеца, но бегуна.
Эта история простого деревенского парня с упрямым характером, который будучи призван в армию никак не мог наесться стандартным армейским пайком. Ради удовлетворения острого чувства голода он решает стать военным спортсменом, благо у него открылась неординарная выносливость в беге. Так в лице бывшего крестьянина Индия обрела семикратного победителя национальных состязаний по бегу с препятствиями. Но пока Пан Сингх завоёвывал одну награду за другой его двоюродный брат правдами и неправдами отнял его землю, купил или запугал местных чиновников и полицейских и стал фактически негласным главой деревни, которому всё сходит с рук. И вот чемпион по бегу с препятствиями вынужден оставить армию и спорт, чтобы попытаться спасти положение и честь своей семьи.
Противостояние власти денег и национальных спортивных достижений, коррумпированности и честности, алчности и патриотизма. Нетрудно догадаться, что в условиях современной Индии справедливость оказалась в полном проигрыше. Честность загнана в угол, патриотизм припёрт к стене. Заслуженные тяжким трудом награды осмеяны и втоптаны в пыль. Государством в помощи цинично отказано. Остаётся либо сдаться и, пав духом, отказаться от чести и права на самоуважение, либо попытаться отстоять свою правоту, своё поруганное достоинство с помощью вооружённого насилия. Печальным фактом является то, что в Индии из всех спортсменов наибольшим почётом и уважением пользуются только игроки в крикет. Их превозносят как национальных героев. Они осыпаны материальными благами, словно из рога изобилия. Капитан индийской крикетной команды является самым богатым игроком в крикет в мире. А вот представители других видов спорта малоизвестны. Государство практически не заботится о своих спортсменах, даже если они стали чемпионами. Когда же их карьера подходит к концу, многие из них умирают в нищете, позабытые абсолютно всеми. И фильм о Пан Сингхе впервые в истории индийского кинематографа вынес эту болезненную проблему на зрительский суд.
Здесь нет ни одного элемента масалы. Все события сняты достоверно, доходя в некоторых моментах до документальной точности. Погружение в атмосферу фильма достигается за счёт талантливой пейзажной съёмки. Жёлтая пыльная долина. Степь, изрезанная шрамами оврагов. Яркое солнце, иссушившее траву почти до слияния с желтизной пыли. Палящий зной, сжигающий кожу, перехватывающий в полдень дыхание, рождает горьковатый привкус пыли во рту. Суровость пути бунтаря разбавлена юмором. Пока в жизни героя ещё не произошло поворотного события, множество забавных моментов и обилие добрых шуток греют душу. Но постепенно напряжение нарастает, и юмор переходит в горькую иронию, превращающуюся под конец в трансляцию острой боли. Благодаря усилиям Ирфана Кхана главный герой покоряет своей искренностью, простонародным обаянием и непоколебимым упорством в движении по избранному пути. Он считает себя не преступником, но повстанцем, утверждая, что настоящие бандиты заседают в парламенте. История о душе, оскорблённой системой, о чести, над которой поглумились. Правдивый рассказ о горькой усмешке над жизнью, в которой золотые медали не приносят ни достатка, ни уважения, ни славы, а бандитизм превращает в известную и авторитетную личность. Восстание Пан Сингха в его собственном восприятии было его последним забегом со смертью. Он — человек, который лучше всего в жизни умел бегать, прошёл свой жизненный путь до финишной черты. И это был путь не беглеца, но бегуна.